Детский Монтессори клуб Труляля в Коммунарке

Образовательная программа

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Подготовка к школе»

 

Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 5-7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2021

 

  1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи Программы "Подготовка к школе"

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка к школе» (далее – программа «Подготовка к школе») относится к социально-педагогической направленности и предназначена для того, чтобы подготовить детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Программа «Подготовка к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе, а именно: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности; развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам; социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;  воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь; формирование общей культуры обучающихся.

1.2. Основные принципы формирования Программы "Подготовка к школе"

Программа "Подготовка к школе" носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: учет индивидуальных особенностей и возможностей детей; системность и плановость; уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса; развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления; контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам; вариативность содержания и форм проведения занятий; наглядность.

1.3. Планируемые результаты: целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы "Подготовка к школе"

В ходе освоения содержания Программы "Подготовка к школе" обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД:

Мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты:

Ребенок получит возможность научиться:

- распознавать первый звук в словах; внимательно слушать литературные произведения; называть персонажей, основные события; отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы; пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям; составлять элементарный рассказ по серии картинок; обсуждать нравственные стороны поступков людей; участвовать в коллективных разговорах; использовать принятые нормы вежливого речевого общения; устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

- различать геометрические фигуры по форме, по цвету, по размеру; считать от 0 до 20 и в обратном направлении; определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному, по два; ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку; выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе "Подготовка к школе"

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

- физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

- владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

 

 

  1. Содержание Программы "Подготовка к школе"

Содержание занятий опирается на программные требования:

  1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: активизировать, расширять и уточнять словарь детей; развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка; совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию; учить делить слова на слоги; дать первоначальные представления о предложении; закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста; совершенствовать умение составлять рассказы.
  2. Развитие элементарных математических представлений: совершенствовать навыки счёта в пределах 20 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда; учить решать задачи; дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке; учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Программа "Подготовка к школе" состоит из двух разделов:

- Русский язык (обучение грамоте и чтению)

- Математика

Раздел «Русский язык»: данный раздел решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят: развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.). При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности. Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки». Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Подготовка к обучению письму – процесс сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др. Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения. Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др. Таким образом, программа «Русский язык» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Раздел «Математика»: в основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 20, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. В курсе реализуется основная методическая идея – развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Таким образом, в содержание раздела "Математика" входит изучение следующих операций и материала: сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.; изучение чисел от 0 до 20; счет предметов; устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10; различение понятий "Цифра" и "Число"; чтение чисел; сравнение чисел; основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились; геометрические фигуры; содержательно-логические задания на развитие внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.; воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.; памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

 

3.1. Режим занятий

Занятия проходят два раза в неделю для детей 5 – 7 летнего возраста. Подготовка детей к школе начинается с сентября и длится до конца мая. При условии корректировки методики и содержания практической части программы допустимы возрастные отклонения в пределах одного года, то есть по настоящей программе могут обучаться дети младше или старше заявленного возраста. Занятия проводятся в группах. Группы обучающихся формируются таким образом, чтобы возраст детей и уровень их подготовленности был приблизительно одинаковым в пределах каждой группы.

Продолжительность занятий 30 минут. Два раза в неделю.

3.2. Формы проведения занятий

Форма обучения: очная, язык – русский.

Обучение строится на основе игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей по программе "Подготовка к школе" приобретают речевые игры, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений; предметная игра.

Основной формой проведения занятий является комбинированное занятие, которое может включать в себя: организационный момент; разминку; упражнения на повторение, закрепление предыдущего материала; введение нового материала; тренировочные упражнения; подведение итогов. На каждом этапе предполагается широкое использование различных игр. Кроме этого занятия могут проходить в форме игры, соревнования, открытого занятия. Особенностью занятий является разнообразие активных видов детской деятельности, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость. Большое место отводится игре с элементами двигательной активности: веселая зарядка, песенки с движениями, физкультурные минутки. Также могут быть использованы следующие формы:

 - учебно-тренировочные занятия,

 - беседы,

 - конкурсы.

3.3. Прогнозируемые результаты и формы контроля

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок научится:

выделять из слов звуки; находить слова с определённым звуком; определять место звука в слове; соблюдать орфоэпические нормы произношения; составлять предложения на заданную тему по опорным словам: составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок; пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию; ориентироваться на странице тетради; писать основные элементы букв; рисовать узоры и различные элементы; отчётливо и ясно произносить слова.

соотносить цифру с числом предметов; называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 20; состав чисел первого десятка; пользоваться арифметическими знаками действий (знаки +, -, =, <,>); составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе; перечислять в правильной последовательности времена года, месяцы и дни недели; называть основные признаки времён года.

Для оценки эффективности реализации программы «Подготовка к школе» проводятся текущий контроль. В конце учебного года проводится итоговое занятие.

Текущий контроль проводится на текущих занятиях в соответствии с программой в форме педагогического наблюдения.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал учета работы педагога дополнительного образования.

3.4. Методическое обеспечение программы "Подготовка к школе"

Работа педагога диктует необходимость гибкого отношения его к структуре и содержанию каждого отдельного занятия, чуткого реагирования на малейшие изменения, происходящие как в группе в целом, так и у каждого члена группы в отдельности, а также умения быстрого и адекватного реагирования на эти изменения, варьируя формы, методы и приемы работы. В то же время ему необходимо помнить о решении поставленных задач и добиваться этого посредством вариативности форм и методов подачи материала.

Выбор методов обучения зависит от возраста детей и ориентирован на активизацию и развитие определенных психо-мыслительных и познавательных процессов.

Одним из ведущих методов является игровой. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Также может применяться методика использования стихотворений и рифм для усвоения языкового материала, разучивание песен - метод развития устной речи дошкольников. Использование сказочного фольклора на занятиях направлено на повышение эффективности деятельности учащихся. Широкое применение сказок способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. С целью повышения эффективности образовательного процесса используются видео и аудио материалы.

Объяснительно-иллюстративный метод способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков.

Эвристические и исследовательские методы предполагают более активную познавательную деятельность детей. Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить ее самостоятельно.

Игровые технологии. Цели использования:

  • − создание положительной мотивации учения;
  • − расширение объема и повышение устойчивости внимания.

Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызывать положительные эмоции, таким образом, создавать благоприятный эмоциональный настрой урока, видеть индивидуальность детей. Для обучающихся игра – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Игровые формы разнообразны:

  • − подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
  • − игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
  • − диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;
  • − ролевые игры.

Групповые технологии. Цели использования:

  • − создание положительной мотивации учения;
  • − развитие внимания;
  • − интеллектуальное развитие обучаемых;
  • − развитие личностных качеств обучаемых;
  • − развитие коммуникативных способностей.

Здоровьесберегающие технологии – рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); достаточный и рационально организованный двигательный режим (динамические паузы, минутки релаксации).

3.5. Техническое оснащение занятий

Для реализации программы создана и используется материально-техническая база: просторное, хорошо проветриваемое и освещенное помещение, имеющее 2 зоны: рабочую и игровую. Первая включает столы и стулья по количеству и возрасту детей, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, шкаф для хранения пособий; вторая – зону для сюжетно-ролевых игр, а также подвижных игр. В кабинете имеются в наличии наглядные пособия для индивидуального и коллективного использования.

Информационное обеспечение: таблицы, схемы, плакаты.

Методические материалы по программе:

  • − методические разработки: конспекты занятий, памятки;
  • − справочная литература (словари, справочники, таблицы и др.);
  • − художественная литература;
  • − периодические издания.

Дидактические материалы по программе:

  • − раздаточный материал;
  • − наглядные пособия: схемы, плакаты.

3.6. Список использованной литературы.

  1. Рабочая тетрадь "Развиваем навыки чтения и грамотного письма", Елена Бортникова, издательство Литур, 2016г., в двух частях.
  2. Татьяна Сорокина: Занимаюсь математикой. Для детей 6-7 лет, издательство Эксмодетство, 2014г., в двух частях
  3. Ирина Ордынкина: Прописи цифр. ФГОС, издательство Дрофа, 2021.
  4. Юлия Понятовская: Рабочая программа курса "Подготовка к школе". Методическое пособие. ФГОС, издательство Планета (уч), 2019г.
  5. Готовимся к школе Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет, БойкинаМ.В.,издательство Просвещение, 2021г.

 

 

 

 
Приложение 1

Рабочая программа: учебно-тематический план по Математике

№ п/п

Тема учебно-тематического плана

Количество часов

1

Давай познакомимся. Числовая прямая.

1

2

Задачи на сложение. Счет предметов. Примеры вида +1 и -1.

1

3

Счет предметов. Примеры вида +1 и -1. Решаем задачи на вычитание.

1

4

Решаем задачи на вычитание. Счет предметов. Числа до 10.

1

5

Счет предметов. Состав числа 3. Счет до 10.

1

6

Счет до 10.

1

7

Числа до 10.

1

8

Состав числа 4.

1

9

Состав числа 5. Числа до 10.

1

10

Состав числа 6.

1

11

Решаем задачи. Числа до 10.

1

12

Числа до 10. Состав числа 7.

1

13

Числа до 10.

1

14

Состав числа 8. Числа до 10.

1

15

Состав числа 9. Числа до 10.

1

16

Состав числа 10. Тест.

1

17

Числа от 10 до 20. Числа до 20.

1

18

Слагаемое. Слагаемое. Сумма. Повторение.

1

19

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Повторение.

1

20

Числа до 20. Повторение.

1

21

Однозначные и двузначные числа. Повторение.

1

22

Однозначные числа. Счет десятками.

1

23

Отрезки.

1

24

Углы. Повторение.

1

25

Углы, стороны фигур. Повторение.

1

26

Четырехугольники. Прямоугольники.

1

27

Объемные фигуры. Шар. Куб. Объемные фигуры.

1

28

Объемные фигуры. Пирамида. Конус. Цилиндр. Объемные фигуры.

1

29

Измерение объема жидкости. Объем. Емкость сосуда. Счет до 100.

1

30

Вес. Сравнение веса.

1

31

Часы. Время.

1

32

Время

1

33

Время (повторение). Счет до 100. Повторение.

1

 

 

 

Приложение 2

Рабочая программа: учебно-тематический план по Русскому языку

Тема учебного плана подготовка к школе

Количество часов

1

Выявление уровня знаний учащихся. Знакомство с алфавитом.

Звуки и буквы русского языка.

1

2

Гласные А, О, У, И.

1

3

Согласные звуки М М'. Твердые и мягкие согласные.

1

4

Согласные звуки Н Н’. Обозначение звуков в фонетических схемах.

1

5

Согласные звуки С С’. Чтение слов с прямыми слогами. Слоги-слияния.

1

6

Согласные звуки Т Т’. Звук и буква.

1

7

Буква К. Согласные звуки К К’. Чтение слов с закрытым слогом.

1

8

Буква С. Согласные звуки Л Л’. Чтение слогов со стечением согласных звуков.

1

9

Буква Р. Согласные звуки Р Р’. Деление слов на слоги.

1

10

Буква В. Согласные звуки В В’. Слоговая схема.

1

11

Буква Ш. Согласный звук Ш.  Непарные твердые согласные.

1

12

Буква П. Согласные звуки П П’. Ударение.

1

13

Гласная буква Е. Звук и буква. Повторение.

1

14

Йотированная гласная буква Е

1

15

Буква З. Согласные звуки З З‘ Звонкие согласные.

1

16

Буква Б. Согласные звуки Б Б’. Парные звонкие и глухие согласные.

1

17

Буква Д. Согласные звуки Д Д’. Что такое предложение.

1

18

Буква Г. Согласные звуки Г Г'. Имена собственные.

1

19

Йотированная гласная Я.

1

20

Буква Ч. Непарные мягкие согласные.

1

21

Буква Ж. Правило ЖИ ШИ. Работа с текстом.

1

22

Йотированная гласная Ё.

1

23

Буква Х. Согласные звуки Х Х’. Непарные глухие согласные.

1

24

Буква Й. Звук Й’. Что такое антонимы?

1

25

Йотированная буква Ю.

1

26

Буква Ц. Звук Ц. Непарные твердые согласные повторение.

1

27

Буква Щ. Звук Щ’. Непарные мягкие согласные повторение.

1

28

Буква Э. Что такое синонимы?

1

29

Фонетический анализ, обобщение. Буква Ь, её роль в русском языке.

1

30

Буква Ъ, её роль в русском языке.

1

31

Йотированные гласные. Повторение.

1

32

Слоговая схема. Повторение.

1

33

Составление рассказа по картинкам.

1

34

Составление рассказа по опорным словам.

1

35

Составление рассказа по плану. Профессии.

1

36

Итоговое занятие.

1

 

Приложение 3

Рабочая программа: календарно-тематическое планирование по программе "Подготовка к школе"

 

Месяц

№ урока

Тема

Содержание

Сентябрь

1

Русский язык

Выявление уровня знаний учащихся. Знакомство с алфавитом.

 

2

Математика

Давай познакомимся. Числовая прямая.

 

3

Русский язык

Звуки и буквы русского языка.

 

4

Математика

Задачи на сложение. Счет предметов. Примеры вида +1 и -1.

 

5

Русский язык

Гласные А, О, У, И.

 

6

Математика

Счет предметов. Примеры вида +1 и -1. Решаем задачи на вычитание.

 

7

Математика

Решаем задачи на вычитание. Счет предметов. Числа до 10.

 

8

Русский язык

Согласные звуки М М'. Твердые и мягкие согласные.

 

9

Математика

Счет предметов. Состав числа 3. Счет до 10.

Октябрь

10

Русский язык

Согласные звуки Н Н’. Обозначение звуков в фонетических схемах.

 

11

Русский язык

Согласные звуки С С’. Чтение слов с прямыми слогами. Слоги-слияния.

 

12

Математика

Счет до 10.

 

13

Математика

Числа до 10.

 

14

Русский язык

Согласные звуки Т Т’. Звук и буква.

 

15

Русский язык

Буква К. Согласные звуки К К’. Чтение слов с закрытым слогом.

 

16

Математика

Состав числа 4.

 

17

Русский язык

Буква С. Согласные звуки Л Л’. Чтение слогов со стечением согласных звуков.

Ноябрь

18

Математика

Состав числа 5. Числа до 10.

 

19

Русский язык

Буква Р. Согласные звуки Р Р’. Деление слов на слоги.

 

20

Математика

Состав числа 6.

 

21

Русский язык

Буква В. Согласные звуки В В’. Слоговая схема.

 

22

Математика

Решаем задачи. Числа до 10.

 

23

Русский язык

Буква Ш. Согласный звук Ш. Непарные твердые согласные.

 

24

Математика

Числа до 10. Состав числа 7.

 

25

Математика

Числа до 10. 

Декабрь

26

Русский язык

Буква П. Согласные звуки П П’. Ударение.

 

27

Математика

Состав числа 8. Числа до 10.

 

28

Русский язык

Гласная буква Е. Звук и буква. Повторение.

 

29

Русский язык

Йотированная гласная буква Е

 

30

Математика

Состав числа 9. Числа до 10.

 

31

Математика

Состав числа 10. Тест.

 

32

Русский язык

Буква З. Согласные звуки З З‘ Звонкие согласные.

 

33

Русский язык

Буква Б. Согласные звуки Б Б’. Парные звонкие и глухие согласные.

Январь

34

Математика

Числа от 10 до 20. Числа до 20.

 

35

Математика

Слагаемое. Слагаемое. Сумма. Повторение.

 

36

Русский язык

Буква Д. Согласные звуки Д Д’. Что такое предложение.

 

37

Русский язык

Буква Г. Согласные звуки Г Г'. Имена собственные.

 

38

Математика

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Повторение.

 

39

Математика

Числа до 20. Повторение.

Февраль

40

Русский язык

Йотированная гласная Я.

 

41

Математика

Однозначные и двузначные числа. Повторение.

 

42

Русский язык

Буква Ч. Непарные мягкие согласные.

 

43

Русский язык

Буква Ж. Правило ЖИ ШИ. Работа с текстом.

 

44

Математика

Однозначные числа. Счет десятками.

 

45

Русский язык

Йотированная гласная Ё.

 

46

Математика

Отрезки.

 

47

Математика

Углы. Повторение.

Март

48

Русский язык

Буква Х. Согласные звуки Х Х’. Непарные глухие согласные.

 

49

Русский язык

Буква Й. Звук Й’. Что такое антонимы?

 

50

Математика

Углы, стороны фигур. Повторение.

 

51

Русский язык

Йотированная буква Ю.

 

52

Математика

Четырехугольники. Прямоугольники.

 

53

Математика

Объемные фигуры. Шар. Куб. Объемные фигуры.

 

54

Русский язык

Буква Ц. Звук Ц. Непарные твердые согласные повторение.

 

55

Математика

Объемные фигуры. Пирамида. Конус. Цилиндр. Объемные фигуры.

Апрель

56

Русский язык

Буква Щ. Звук Щ’. Непарные мягкие согласные повторение.

 

57

Русский язык

Буква Э. Что такое синонимы?

 

58

Математика

Измерение объема жидкости. Объем. Емкость сосуда. Счет до 100.

 

59

Математика

Вес. Сравнение веса.

 

60

Русский язык

Фонетический анализ, обобщение. Буква Ь, её роль в русском языке.

 

61

Математика

Часы. Время.

 

62

Русский язык

Буква Ъ, её роль в русском языке.

 

63

Математика

Время

Май

64

Русский язык

Йотированные гласные. Повторение.

 

65

Математика

Время (повторение). Счет до 100. Повторение.

 

66

Русский язык

Слоговая схема. Повторение.

 

67

Русский язык

Составление рассказа по картинкам.

 

68

Русский язык

Составление рассказа по опорным словам.

 

69

Русский язык

Составление рассказа по плану. Профессии.

 

70

Русский язык

Итоговое занятие.

 

 

 

Приложение 4

Рабочая программа: основные требования к знаниям, умениям и навыкам детей (6-7 лет) по Математике

Количество и счет

  • называть числа в прямом и обратном порядке;
  • соотносить цифру и число предметов;
  • правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
  • состав чисел первого десятка;
  • сравнивать числа в пределах 10;
  • устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
  • уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).
  • пользоваться арифметическими знаками действий;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

Величина

  • сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте);
  • выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
  • сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
  • измерять длину предметов с помощью условной единицы (см).

Ориентировка в пространстве

  • выражать словами месторасположение предметов по отношению к себе и другим предметам;
  • уметь ориентироваться на листе бумаги.

Время

  • различать и называть части суток, их последовательность;
  • понимать значение понятий вчера, сегодня, завтра;
  • знать дни недели, их последовательность;
  • уметь называть времена и месяцы года.

Геометрия

  • знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг, квадрат, ромб, трапеция), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
  • знать названия объемных геометрических фигур (конус, цилиндр, сфера, куб);
  • уметь различать плоские и объемные геометрические фигуры.

Логика

  • проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.)

 

 

Приложение 5

 

Рабочая программа: основные требования к знаниям, умениям и навыкам детей (6-7 лет) по Русскому языку

 

К концу курса учащиеся должны знать:

  • изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи;
  • отличие буквы от звука;
  • конфигурацию печатных букв;
  • назначение прописной и строчной буквы.

Должны уметь:

  • правильно произносить все звуки;
  • выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • подбирать слова на заданную букву;
  • находить слова с определенным звуком;
  • определять место звука в слове (в начале, в середине или в конце);
  • делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
  • определять количество слов в предложении;
  • выделять слова и предложения из речи;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • раскрывать смысл несложных слов;
  • отчетливо и ясно произносить слова;
  • конструировать словосочетания и предложения;
  • давать описания знакомого предмета;
  • рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
  • пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
  • составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
  • правильно держать ручку, карандаш при письме;
  • конструировать изученные буквы;
  • ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
  • фиксировать границу и величину элементов;
  • аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения.



 

Приложение 6

 

Рабочая программа: примерный сценарий проведения занятия

 

  1. Организационный момент.
  2. Разминка.
  3. Устный счет.
  4. Изучение новой темы.
  5. Закрепление новой темы.
  6. Итог урока.